ПРОГРАММА

Составлена на основе:

Программы общеобразовательных учреждений для 1 – 11 классов. Под   редакцией А. Т. Смирнова. Москва «Просвещение» 2006

Учебник:

Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс: учеб. для общеобразоватьных учреждений / М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов и др.; под ред. Ю. Л. Воробьёва. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: АСТ: Астрель, 2008  

Количество часов  всего: 33 в неделю 1

      

Пояснительная записка

Основы безопасности жизнедеятельности

Статус программы

Программа по основам безопасности жизнедеятельности  для 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего   образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего    образования. - М.: Просвещение, 2011).

             Настоящая примерная программа определяет объем содержания образования по предмету, дает распределение учебных часов по учебным модулям, разделам и темам  курса  и может использоваться в качестве основы для разработки рабочих программ. При разработке рабочих программ возможны изменения структуры программы, дополнения ее содержания, изменения числа часов на изучение отдельных тем в зависимости от уровня подготовки преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), возрастных особенностей учащихся, а также особенностей региона в области безопасности жизнедеятельности и организации защиты населения.

                                                  Программа выполняет две основные функции.

1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных  и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
        Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.

Структура программы

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным  распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

В настоящей учебной программе реализованы тре­бования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей при­родной среды», «О пожарной безопасности», «О граж­данской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения  человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жиз­ни, о  чрез­вычайных ситуациях природного и техногенного харак­тера, их последствиях и мероприятиях, проводимых го­сударством по защите населения. Большое значение прида­ется также формированию  здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Цели основного общего образования:
1)    формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

2)    приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

3)    подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:
• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

• обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

• формирование у учащихся  современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

• формирование индивидуальной системы  здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического  поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;

• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• воспитание ответственного отношения к сохранению
окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование умений  взаимодействовать с окружающими, выполнять  различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

1. В познавательной сфере:

• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:

• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

4. В эстетической сфере:

• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

5. В трудовой сфере:

• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повсе-дневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и пра-вил их эксплуатации;

• умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:

• формирование установки на здоровый образ жизни;

• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Особенности содержания программы

Понятийная база и содержание  курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.

За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.

Модульный принцип позволяет:

• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;

• структурировать содержание рабочей программы  при изучении предмета в 5 — 9 классах.
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания,

определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит два раздела и шесть тем. При этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме определенного учебного времени.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль включает два раздела.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (может изучаться в 5—9 классах).

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (может изучаться в 7—9 классах).

Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи

Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

Модуль включает два раздела.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. На его изучение выделяется 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

Программа рассчитана на 35 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов (или 14,3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

выделение характерных причинно-следственных связей;

творческое решение учебных и практических задач;

сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Результаты обучения

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Ожидаемый результат обучения по данной программе  в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в Требованиях к уровню подготовки выпускников.

 

Использование действующих учебников и учебно-методических комплектов по основам безопасности жизнедеятельности

 4.1. При организации изучения  учебного предмета ОБЖ, выборе учебников и учебно-методических комплектов, а также составлении календарно-тематического планирования руководствуемся следующими документами:

Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования по ОБЖ (приказ Министерства общего и профессионального образования  Российской Федерации от 19.05.1998       № 1236);

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ (приказ Министерства общего и профессионального образования  Российской Федерации от 30.06.1999 № 56);

стандарт основного общего образования по ОБЖ (приказ Минобразования России от 5.03.2004);

стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне (приказ Минобразования России от 5.03.2004);

стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне (приказ Минобразования России от 5.03.2004);

примерные программы по ОБЖ для основного общего образования;

авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в V - IX классах общеобразовательных учреждений, автор А.Т. Смирнов (изд-во «Просвещение», 2009 );

примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на базовом уровне;

требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по ОБЖ. Этот вопрос довольно подробно представлен в «Методических рекомендациях по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательных учреждениях» авторами Н.А. Крючек, С.К. Мироновым, Б.И. Мишиным (изд-во «Дрофа», 2005).

4.2. Для преподавания учебного предмета ОБЖ на ступени основного общего образования используется учебно-методический комплект по «Основам безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования  (учебники «Основы безопасности жизнедеятельности»  для 5-9 классов (под редакцией Ю.Л. Воробьева, издательство «Астрель»), учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 - 9 классов (автор А.Т. Смирнов, изд-во «Просвещение», 2009 ); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5, 6, 7, 8, 9 классов (авторы: В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук, издательство «Дрофа», 2005).

Основное содержание программы в 9 классе

  1. Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека – 18 часов.
  2. Правила безопасного поведения в повседневной жизни – 2 часа.
  3. Международное гуманитарное право по защите населения в чрезвычайных ситуациях – 2 часа.
  4. Всероссийское движение «Школа безопасности» - составная часть подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях – 11 часов.

Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен

Знать/понимать:

  • основы здорового образа жизни;
  • факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
  • вредные привычки и их профилактику;
  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

    Уметь:

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской    аптечкой) и средствами коллективной защиты;
  • правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
  • действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
  • пользования бытовыми приборами и инструментами;
  • проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

/для программ по новым стандартам/

п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

 

Планируемый результат (УУД или компетенции)

Дата

планируемого проведения

Дата

фактического проведения

 

1.

Раздел 1. Чрезвычайные ситуации и жизнедеятельность человека

Глава 1. Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека

Введение

18

Изучить понятие экологической безопасности.

Сформировать у учащихся гражданскую позицию по вопросу обеспечения экологической безопасности страны и региона

01.09 – 04.09

 

2.

Экологическая безопасность России

 

Изучить схему обеспечения экологической безопасности.

 

07.09 - 11.09

 

3.

Окружающая среда и экологическая опасность

 

 

14.09 – 18.09

 

4.

Химические загрязнения и отравления

 

Изучить источники химического загрязнения окружающей среды и способов защиты от него.

Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

21.09 – 25.09

 

5.

Шум и здоровье

 

Изучить влияние шумового загрязнения на организм человека, а также меры безопасности и способы защиты организма от шума.

Получить представление о безопасном использовании бытовых источников звука.

 

28.09 – 02.10

 

6.

Безопасное питание 

 

Познакомить с  понятием рациональное питание.

Получить знания и первичные навыки в составлении оптимального рациона подростка с учетом нагрузок и климатических условий.

Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

05.10 – 09.10

 

7.

Биоритмы – организаторы нашей жизни

 

Изучить природу и классификацию биоритмов, преимущества соблюдения биоритмов в повседневной жизни.

12.10 – 16.10

 

8.

О «совах», «жаворонках», и «голубях»

 

 

19.10 – 23.10

 

9.

Как избежать переутомления

 

Получить первичный навык в планировании рабочей недели с учетом биоритмов.

26.10 – 30.10

 

10.

В движении - жизнь

 

Изучить понятия «двигательная активность», связь гиподинамии с различными болезнями человека.

Получить представление о мобилизации физических резервов и их правильном использовании.

Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

 

09.11 – 13.11

 

  11.

Защититесь от стрессов

 

Изучить понятия «стресс», «стресс-факторы», «стресс-реакции», «невроз», взаимосвязь этих явлений.

Изучить особенности реакции человека на стресс в зависимости от типа нервной системы.

Получить представление о правилах стрессоустойчи- вого поведения.

Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

16.11 – 20.11

 

12.

Как выплыть в море информации и завоевать друзей

 

Изучить понятие «информационные перегрузки», их влияние на жизнь и здоровье человека.

Изучить правила предупреждения информационных перегрузок.

Получить представление о правилах позитивной коммуникации.

Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

23.11 - 27.11

 

13.

Искусство общения

 

 

30.11 - 04.12

 

14.

Окружающая среда – источник инфекционных заболеваний

 

Получить представление о нравственных нормах взаимоотношений полов, о связи безнравственности и смерти.

Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

07.12 – 11.12

 

15.

СПИД

 

 

14.12 – 18.12

 

16.

Экологическая безопасность и природные условия

 

Закрепить знания по глобальным проблемам современности, полученные на уроках географии и обществознания.

Получить первичные навыки использования экологических знаний для анализа окружающих событий.

21.12 - 25.12

 

17.

Природные аллергены

 

Получить навыки профилактики аллергических заболеваний.

28.12 – 31.12

 

18.

Сколько лет жить человеку

 

Изучить принципы механизма старения и факторы, ускоряющие его воздействие на организм.

Получить представление о путях продления жизни.

Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

11.01 – 15.01

 

19.

Глава 2. Правила безопасного поведения в повседневной жизни

Безопасное пользование компьютером

2

Изучить: факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека; меры безопасности.

Изучить факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека и меры безопасности.

18.01 – 22.01

 

20.

Меры безопасности на уроках в школе

 

Изучить источники опасности при проведении уроков химии и физики, уроков физической культуры и ОБЖ, при занятиях спортом и технологии.

Получить первичные навыки в соблюдении правил безопасности при проведении занятий по химии и физики, уроков физической культуры и ОБЖ, при занятиях спортом и технологии.

25.01 – 29.01

 

21.

Контрольная работа по  разделу: «Чрезвычайные ситуации и жизнедеятельность человека»

 

 

01.02 – 05.02

 

22.

Раздел II. Система предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Глава 3. Международное гуманитарное право по защите населения в чрезвычайных ситуациях

История создания международной системы гуманитарного реагирования при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Цели и задачи

2

Изучить необходимость создания, зарождение, развитие и современное состояние международной системы гуманитарного реагирования при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Изучить: понятие, цели, задачи и принципы гуманитарной деятельности.

08.02 – 12.02

 

23.

Гуманитарные акции МЧС России

 

Изучить: силы и средства МЧС России, предназначенные для проведения международных гуманитарных акций; основные гуманитарные акции МЧС России.

Получить представление о назначении, задачах, силах и средствах регионального управления МЧС России.

15.02 – 19.02

 

24.

Глава 4. Всероссийское движение «Школа безопасности» - составная часть подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях

Организация работы движения и соревнований. Ориентирование на местности

11

Получить навыки обращения с картой.

Изучить правила ориентирования.

Получить навыки движения по азимуту

22.02 – 26.02

 

25.

Определение сторон горизонта по Солнцу, по Луне и по Полярной звезде. Ориентирование по местным признакам и предметам

 

 

29.02 – 04.03

 

26.

Жизнеобеспечение человека

 

 

07.03 – 11.03

 

27.

Техника вязания узлов

 

 

14.03 – 18.03

 

28.

Организация первой доврачебной помощи.  Медицинская аптечка

 

Получить навыки использования медицинской аптечки в условиях ЧС.

Получить навыки при оказании первой доврачебной помощи.

04.04 – 08.04

 

29.

Использование природных лекарственных средств 

 

 

11.04 – 15.04

 

30.

Первая реанимационная помощь

 

Поучить навыки оказания помощи при терминальных состояниях и шоке.

18.04 – 22.04

 

31

Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера

 

Получить навыки поведения при ЧС техногенного характера.

25.04 – 29.04

 

  32.

Действия  в опасных ситуациях криминального характера

 

Получить навыки поведения в криминогенной ситуации и  при угрозе террористического акта

02.05 – 13.05

 

  33.

 

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

 

 

 

16.05 – 20.05

 

 

Возможно Вас также заинтересуют следующие статьи:

 
www.38i.ru