РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 11 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. Рабочая программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1–11-х классов. Авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.: Просвещение, 2006 г.
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнецов; под общ. ред. Смирнова А.Т.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2009
При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения.
Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Структура курса ОБЖ при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и шесть разделов.
Программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года[1] и Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года[2].
Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах:
- углублённое изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике;
- совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучения по основам военной службы и по военно-учётным специальностям в объёме, необходимом для военной службы;
- распознавание и анализирование особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях;
- окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций;
- применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности;
- анализирование основных направлений организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций;
- обоснование основного предназначения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье;
- формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.
1.Планируемые результаты
Знать/понимать
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»,
- комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; о воинской обязанности и военной службе;
воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России и eё государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;
формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, в том числе культуры безопасности жизнедеятельности, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую помощь пострадавшим и самопомощь.
Курс предназначен для решения следующих задач:
- освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основахбезопасного поведения при их возникновении;
- обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;
- развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
- 2.Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Раздел 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (14 ч)
Глаза 1. Основы здорового образа жизни – 5 ч.
Глава 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи - 9 ч.
Раздел 2. Основы военной службы (20 ч)
Глава 3. Воинская обязанность - 6 ч.
Глава 4. Особенности военной службы (7 ч)
Глава 5. Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России (8 ч)
- Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Планируемый результат |
|
1 |
Раздел 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (14 ч) Основы здорового образа жизни (5 ч) Правила личной гигиены и здоровье. |
1 |
Закрепляют и углубляют знания по уходу за зубами, полостью рта и волосами. Дают общее представление о методиках очищения организма |
|
2 |
Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов. |
1 |
Расширяют представление о семье и браке, факторах, влияющих на гармонию совместной жизни супругов. Знакомятся с психологическими рекомендациями по достижению взаимопонимания, сохранению любви и уважения в будущей семейной жизни. Анализируют примеры семейной жизни из литературных источников и фильмов. |
|
3. |
Инфекции передаваемые половым путём. Меры профилактики |
1 |
Получают представление о возбудителях, признаках и течении основных заболеваний, передающихся половым путем. |
|
4. |
СПИД и его профилактика |
1 |
Получают представление о возбудителях, признаках и течении основных заболеваний, передающихся половым путем. Изучают меры профилактики этих заболеваний и статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за заражение венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией |
|
5 |
Семья в современном обществе. Законодательство и семья |
1 |
Изучают основные положения Семейного кодекса Российской Федерации, определяющие условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, а также отношения между членами семьи |
|
6 |
Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи (9 ч) Первая помощь при кровотечениях. |
1 |
Расширяют представление о видах кровотечений, их причинах и при- знаках. Закрепляют практические умения и навыки в остановке кровотечения различными способами. Получают представление о классификации ран. Учатся правильно оказывать первую помощь при обширных ранах и незначительных ранениях, накладывать повязки на различные участки тела |
|
7 |
Первая помощь при ранениях. |
1 |
|
|
8 |
Первая помощь при травмах. |
1 |
Закрепляют знания, умения и навыки по оказанию первой помощи при повреждении опорно-двигательного аппарата |
|
9 |
Первая помощь при переломах. |
1 |
|
|
10 |
Первая помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника. |
1 |
Учатся оказывать первую помощь при черепно-мозговых травмах, повреждении позвоночника и сотрясении головного мозга |
|
11 |
Первая помощь при травмах груди, живота и области таза. |
1 |
Учатся оказывать первую помощь при переломе ребер, закрытом и открытом пневмотораксе, ушибе брюшной стенки, закрытых повреждениях живота с внутрибрюшным кровотечением, разрывом того или иного полого органа, ранениях живота и переломах костей таза |
|
12 |
Первая помощь при травматическом шоке. |
1 |
Получают представление о причинах, признаках и видах травматического шока. Учатся оказывать первую помощь при травматическом шоке до приезда врача |
|
13 |
Экстренная реанимационная помощь. |
1 |
Учатся оказывать первую помощь при остановке сердца. Закрепляют знания, умения и навыки по выполнению реанимационных мероприятий. Учатся оказывать первую помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте |
|
14 |
Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте. |
1 |
|
|
15 |
Раздел 2. Основы военной службы (20 ч) Воинская обязанность (6 ч) Основные понятия о воинской обязанности. |
1 |
Получают представление о структуре и содержании воинской обязанности, о воинской службе как особом виде федеральной государственной службы |
|
16 |
Организация воинского учета и его предназначение. |
1 |
Получают представление о первоначальной постановке на воинский учет, составе и работе комиссии по постановке граждан на воинский учет. Изучают обязанности граждан по воинскому учету, уважительные причины неявки по вызову военкомата и ответственность за уклонение от исполнения воинской обязанности |
|
17 |
Обязательная подготовка граждан к военной службе. |
1 |
Изучают содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Анализируют свои показатели в учебной, общественной, спортивной и другой деятельности, определяют, какому классу воинских должностей они наиболее соответствуют. Получают представление о содержании и видах добровольной подготовки граждан к военной службе |
|
18 |
Добровольная подготовка граждан к военной службе. |
1 |
|
|
19 |
Организация медицинского освидетельствования и обследования при постановке на воинский учет. |
1 |
Получают представление об организации и проведении медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет, о категориях годности к военной службе |
|
20 |
Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. |
1 |
Знакомятся с видами и причинами увольнения военнослужащих, предназначением и составом запаса ВС РФ, порядком прохождения военных сборов гражданами, находящимися в запасе, и причинами освобождения от сборов. |
|
21 |
Правовые основы военной службы. |
1 |
Изучают положения Конституции и федеральных законов, регламентирующие вопросы воинской обязанности, военной службы и обороны страны |
|
22 |
Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ |
1 |
Знакомятся с историей создания российских воинских уставов. Получают общее представление о содержании общевоинских уставов ВС РФ: Устава внутренней службы ВС РФ, Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ, Дисциплинарного устава ВС РФ, Строевого устава ВС РФ |
|
23 |
Военная присяга — клятва воина на верность Родине. |
1 |
Знакомятся с историей ритуала посвящения в воины (обряд клятвы на верность, присяга). Изучают текст Военной присяги, ее морально-нравственное и правовое значение, порядок принятия |
|
24 |
Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Права и ответственность военнослужащих. |
1 |
Получают представление о категориях граждан, подлежащих призыву на военную службу, сроках проведения призыва, пре- доставлении отсрочки и освобождения от призыва, общих, должностных и специальных обязанностях военнослужащих. Получают представление о категориях граждан, имеющих право заключать контракт о прохождении военной службы, условиях заключения контракта, сроках службы по контракту, правах и льготах военнослужащих, заключивших контракт, об альтернативной службе |
|
25 |
Альтернативная гражданская служба. |
1 |
|
|
26 |
Права и ответственность военнослужащих. |
1 |
Получают представление о правовом положении, дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности военнослужащих |
|
27 |
Воинские звания. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих |
1 |
Получают представление о воинских званиях и составах, военной форме одежды и знаках различия военнослужащих ВС РФ |
|
27 |
Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России (8 ч) Военнослужащий – патриот. Военнослужащий – специалист. |
1 |
Расширяют представление о патриотизме, воинском долге, воинской дисциплине. Получают представление о системе боевой подготовки войск и основных предметах боевой подготовки. Получают представление о воинской деятельности и ее структуре, основных профессионально важных качествах военнослужащих, главных общих требованиях, предъявляемых воинской деятельностью к военнослужащим. Получают представление о принципе единоначалия в ВС РФ, личной дисциплинированности воина как важной социально-психологической и нравственной черте его личности |
|
28 |
Требования воинской деятельности. Военнослужащий – подчинённый. |
1 |
|
|
29 |
Как стать офицером Российской армии. |
1 |
Получают представление о системе военного образования Российской Федерации, информацию о военных образовательных учреждениях профессионального образования и правилах приема в них, основных направлениях миротворческой деятельности ВС РФ |
|
30 |
Миротворческая деятельность Вооружённых Сил РФ. |
1 |
|
|
31 |
Международное гуманитарное право. |
1 |
Углубляют и закрепляют знания международного гуманитарного права, полученные в основной школе. Анализируют и сравнивают фрагменты текстов, определяют, какие положения международного гуманитарного права эти тексты иллюстрируют |
|
32 |
Международное гуманитарное право. |
1 |
Получают представление о международных отличительных знаках, применяемых во время военных конфликтов, их назначении и порядке использования |
|
33 |
Защита жертв вооружённых конфликтов |
1 |
|
|
34 |
Защита жертв вооружённых конфликтов |
1 |
[1] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537.
[2] Утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. №134-р.