Рабочая программа
Составлена на основе:
Программы общеобразовательных учреждений для 1 – 11 классов. Под редакцией А. Т. Смирнова. Москва «Просвещение» 2006
Учебник:
Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и другие; Под редакцией Ю.Л. Воробьёва. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:АСТ: Астрель, 2008
Количество часов всего: 34 в неделю 1
- Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. Рабочая программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1–11-х классов. Авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.: Просвещение, 2006 г.
При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения.
Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Структура курса ОБЖ при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и шесть разделов.
Программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года[1] и Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года[2].
Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе:
- углублённое изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике;
- совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучения по основам военной службы и по военно-учётным специальностям в объёме, необходимом для военной службы;
- распознавание и анализирование особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях;
- окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций;
- применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности;
- анализирование основных направлений организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций;
- обоснование основного предназначения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье;
- формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.
- Общая характеристика предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе (10-11 классы) реализует комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе при модульной структуре содержания предмета.
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершённую часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объём учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и семь разделов.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебные модули |
|||||
М-1 |
М-2 |
М-3 |
|||
Основы безопасности личности, общества и государства |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
Обеспечение военной безопасности государства |
|||
Разделы |
|||||
Р-1 |
Основы комплексной безопасности |
Р-4 |
Основы здорового образа жизни |
Р-6 |
Основы обороны государства |
Р-2 |
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
Р-5 |
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи |
Р-7 |
Основы военной службы (в том числе учебные сборы) |
Р-3 |
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации |
|
|
|
|
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации». Основу содержания данного раздела составляет характеристика экстремистского мышления и антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе террористического акта.
Изучение раздела 3 модуля 1 предусмотрено в 10 классе.
Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:
- последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- сформировать представления об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях;
- уяснить основные положения законодательства Российской Федерации в области безопасности;
- сформировать морально-психологические и физические качества и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях;
- более подробно познакомиться с организационными основами системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации;
- повысить эффективность процесса формирования у обучающихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учётом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам (при поурочном планировании предмета по годам обучения), а также с учётом особенностей обстановки в регионе в области безопасности (при разработке региональных учебных программ);
- эффективнее использовать межпредметные связи, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира;
- обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у обучающихся на третьей ступени образования;
- более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам;
- более эффективно организовать систему повышения квалификации и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.
Цели и задачи
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; о воинской обязанности и военной службе;
- воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию Россиии eё государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;
- формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, в том числе культуры безопасности жизнедеятельности, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую помощь пострадавшим и самопомощь.
Курс предназначен для решения следующих задач:
– освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
– обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;
– развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
– воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
- Место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе в программе предусмотрены 34 часов по 1 часу в неделю. Этот объём для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определён на базовом уровне[3] (разделы 1-6 программы).
Кроме того, после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение с обучающимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) учебных сборов в течение 5 дней (35 часов)[4].
В соответствии с положениями нормативно-правовых актов Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе[5] раздел 7 «Основы военной службы» изучается в образовательном порядке только с обучающимися – гражданами мужского пола. Подготовка обучающихся – граждан женского пола по основам военной службы может осуществляться только в добровольном порядке, с ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углублённому изучению основ медицинских знаний[6].
Основное содержание программы в 10 классе
Раздел . Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения – 7 часов.
Глава 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны – 10 часов.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний – 2 часа.
Глава 4. Основы здорового образ жизни – 5 часов.
Глава III. Основы военной службы
Глава 5. ВСРФ – защитники нашего отечества – 3 часов.
Глава 6. Боевые традиции ВСРФ – 3 часа.
Глава 7. Символы воинской чести – 4 часов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела, тема урока |
Кол-во часов |
Планируемый результат (УУД или компетенции) по разделам |
|
|
1. |
Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях Глава 1. Опасные и чрезвы-чайные ситуации и правила безопасного поведения (7 ч.) Введение |
1 |
Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них. Уметь называть способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях |
|
|
2. |
Правила поведения в условиях, вынужденной автономии |
1 |
Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них. Уметь называть способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях |
|
|
3. |
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера |
1 |
|
|
|
4. |
Правила поведения в условиях ЧС природного характера и техногенного характера |
1 |
Знать потенциальные опасности природного и техногенного происхождения, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного |
|
|
5. |
Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности |
1 |
Знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи |
|
|
6. |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Структура и задачи |
1 |
|
|
|
7. |
Уголовная ответственность несовершеннолетних |
1 |
Знать об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения |
|
|
8. |
Глава 2. Гражданская оборона – составная часть обороно-способности страны (10 ч.) Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи |
1 |
Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
|
|
|
9. |
Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения |
1 |
Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления |
|
|
10. |
Ядерное оружие и его поражающие факторы |
1 |
|
|
|
11. |
Химическое оружие и его поражающие факторы |
1 |
Знать способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях. Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях |
|
|
12. |
Бактериальное оружие и его поражающие факторы |
1 |
Знать виды защитных сооружений, правила поведения в защитных сооружениях. Уметь: действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства коллективной защиты |
|
|
13. |
Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени |
1 |
|
|
|
14. |
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. |
1 |
Знать об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности |
|
|
15. |
Средства индивидуальной защиты |
1 |
Знать основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики. Уметь владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) |
|
|
16. |
Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения |
1 |
Знать о мероприятиях по защите населения при угрозе ЧС и применении современных средств поражения Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности |
|
|
17. |
Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях |
1 |
|
|
|
18. |
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Глава 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (2 ч.) Сохранение и укрепление здоровья – важная забота каждого человека и всего общества |
1 |
Закрепить и углубить знания о сохранении и укреплении здоровья |
|
|
19. |
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика |
1 |
Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
|
|
20. |
Глава 4. Основы здорового образа жизни (5 ч.) Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания |
1 |
Знать основные составляющие здорового образа жизни. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
|
|
21. |
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека |
1 |
|
|
|
22. |
Режим труда и отдыха, хороший сон – составляющие здорового образа жизни |
1 |
Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
|
|
23. |
Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека |
1 |
|
|
|
24. |
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек |
1 |
Знать о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
|
|
25. |
Глава III Основы военной службы Глава 5. ВСРФ – защитники нашего отечества и его национальных интересов (3 ч.) История создания и развития ВСРФ |
1 |
Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. |
|
|
26. |
Родина и её национальная безопасность |
1 |
Иметь представление об организационной структуре ВС РФ. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
|
|
27. |
Состав Вооружённых Сил РФ |
1 |
Знать функции и основные задачи современных Вооруженных Сил. Иметь представление об управлении Вооруженными Силами; о реформе Вооруженных Сил. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
|
|
28. |
Глава 6. Боевые традиции Вооружённых Сил РФ (3 ч.) Патриотизм и верность воинскому долгу – неотъемлемые качества русского воина, основа героизма |
1 |
Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
|
|
29. |
Памяти поколений – дни воинской славы России |
1 |
|
|
|
30. |
Память поколений – дни воинской славы России |
1 |
Знать о днях воинской славы и о формах увековечения памяти. Уметь: отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды; использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
|
|
31. |
Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности войск |
1 |
Иметь представление о символах воинской чести. Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе |
|
|
32. |
Глава 7. Символы воинской чести (4 ч.) Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы |
1 |
|
|
|
33. |
Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе |
1 |
Иметь представление об основных государственных наградах. Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды |
|
|
34. |
Ритуалы Вооружённых Сил РФ. |
1 |
Иметь представление о ритуалах ВС РФ. Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе |
|
[1] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537.
[2] Утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. №134-р.
[3] Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. №241.
[4] Приказ Министра обороны Российской Федерации и Минобрнауки России от 24 февраля 2010 г. №96/134.
[5] Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 14, пункт 7.
[6] Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. №481).