Рабочая программа
Составлена на основе:
Программы общеобразовательных учреждений для 1 – 11 классов. Под редакцией А. Т. Смирнова. Москва «Просвещение» 2006
Учебник:
Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Смирнов А.Т., Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. – 5-е изд., М. «Просвещение» 2009
Количество часов всего: 34 в неделю 1
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
- Закона « Об образовании» в Российской Федераци от 29.12.2012 года № 273-РФ.
- Приказа Государственного управления образования Псковской области «О реализации учебных планов в образовательных учреждениях Псковской области» от 15.05.2013 № 652.
- Положения о рабочей программе педагога в МБОУ «СШ №4» муниципального образования «Островский район» на 2016 - 2017 учебный год.
- Программы общеобразовательных учреждений для 1 – 11 классов. Под редакцией А. Т. Смирнова. Москва «Просвещение» 2006
Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе (5-9 классы) предназначен для:
- Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека.
- Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих.
- Приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей.
- Формирование у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения. Отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе и наркотиков.
Цели и задачи
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
– усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
– понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности;
– уяснение и принятие учащимися достижений гражданского общества: права человека, правовое государство, семейные ценности, справедливость и ответственность органов власти;
– антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение учащихся, их нетерпимость к действиям и намерениям, представляющим угрозу для жизни человека;
– отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков;
– готовность и стремление учащихся к нравственному самосовершенствованию.
для решения следующих задач:
– освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
– обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;
– развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
– воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
– формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Основное содержание программы в 9 классе
Раздел 1. Опасные ситуации и условия жизнедеятельности человека (20 часов)
Глава 1. Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека – 18 часов.
Глава 2. Правила безопасного поведения в повседневной жизни – 2 часа.
Раздел 2. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (14 часов)
Глава 3. Международное гуманитарное право по защите населения в чрезвычайных ситуациях – 2 часа.
Глава 4. Всероссийское движение «Школа безопасности» - составная часть подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях – 12 часов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
/для программ по новым стандартам/
№ п/п |
Название раздела, тема урока |
Кол-во часов |
Планируемый результат |
|
1. |
Раздел 1. Опасные ситуации в условиях жизнедеятельности человека Глава 1. Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека Введение |
1 |
Изучить понятие экологической безопасности. Изучить схему обеспечения экологической безопасности. |
|
2. |
Экологическая безопасность России |
1 |
Изучить понятие экологической безопасности. Изучить схему обеспечения экологической безопасности. |
|
3. |
Среда обитания человека |
1 |
Сформировать у учащихся гражданскую позицию по вопросу обеспечения экологической безопасности страны и региона |
|
4. |
Загрязнение окружающей среды |
1 |
Изучить источники химического загрязнения окружающей среды и способов защиты от него. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни. |
|
5. |
Что такое ксенобиотики |
1 |
Изучить бытовые ксенобиотики. Получить первичные навыки обращения с ними. |
|
6. |
Шумовое загрязнение среды |
1 |
Изучить влияние шумового загрязнения на организм человека, а также меры безопасности и способы защиты организма от шума. Получить представление о безопасном использовании бытовых источников звука
|
|
7. |
Безопасное питание |
1 |
Изучить историю питания, болезни питания и понятие рационального питания. Получить знания и первичные навыки в составлении оптимального рациона подростка с учетом нагрузок и климатических условий. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни. |
|
8. |
Биоритмы – организаторы нашей жизни |
1 |
Изучить природу и классификацию биоритмов, преимущества соблюдения биоритмов в повседневной жизни. |
|
9. |
О «совах», «жаворонках» и «голубях» |
1 |
|
|
10. |
Как избежать переутомления |
1 |
Получить первичный навык в планировании рабочей недели с учетом биоритмов. |
|
11. |
В движении - жизнь |
1 |
Изучить понятия «двигательная активность», связь гиподинамии с различными болезнями человека. Получить представление о мобилизации физических резервов и их правильном использовании. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни. |
|
12. |
Защититесь от стрессов |
1 |
Изучить понятия «стресс», «стресс-факторы», «стресс-реакции», «невроз», взаимосвязь этих явлений. Изучить особенности реакции человека на стресс в зависимости от типа нервной системы. Получить представление о правилах стрессо устойчивого поведения. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни. |
|
13. |
Искусство общения |
1 |
|
|
14. |
Инфекции и их природные источники |
1 |
|
|
15. |
СПИД |
1 |
Получить представление о нравственных нормах взаимоотношений полов, о связи безнравственности и смерти. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни. |
|
16. |
Опасное природное явление |
1 |
|
|
17. |
Природные аллергены |
1 |
|
|
18. |
О причинах старения |
1 |
|
|
19. |
Глава 2. Правила безопасного поведения в повседневной жизни Безопасное пользование компьютером |
1 |
Изучить: факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека; меры безопасности. |
|
20. |
Меры безопасности на уроках в школе |
1 |
Учатся соблюдать правила безопасного поведения, помогающие предотвратить травмы на уроках в школе |
|
21. |
Раздел 2. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Глава 3. Международное гуманитарное право по защите населения в чрезвычайных ситуациях. История создания. Цели и задачи |
1 |
Изучают основные документы международного права Получают представление об основных требованиях международного гуманитарного права по защите раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и духовного персонала Получают представление об основных требованиях международного гуманитарного права по защите военнопленных и гражданского населения |
|
22. |
Гуманитарные акции МЧС России |
1 |
|
|
23. |
Глава 4. Всероссийское движение «Школа безопасности» - составная часть подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. Ориентирование на местности |
1 |
|
|
24. |
Определение сторон горизонта по Солнцу |
1 |
|
|
25. |
По Луне и Полярной звезде |
1 |
|
|
26. |
По местным признакам |
1 |
|
|
27. |
Жизнеобеспечение человека |
1 |
|
|
28. |
Преодоление препятствий |
1 |
|
|
29. |
Техника вязания узлов |
1 |
|
|
30. |
Организация первой доврачебной помощи. |
1 |
|
|
31. |
Медицинская аптечка |
1 |
Получить навыки использования медицинской аптечки в условиях ЧС |
|
32. |
Природные лекарственные средства |
1 |
|
|
33. |
Действия в ЧСТХ |
1 |
|
|
34 |
Действия в ЧСТХ |
1 |
|
|