Рабочая программа

Составлена на основе:

Программы общеобразовательных учреждений для 1 – 11 классов. Под   редакцией А. Т. Смирнова. Москва «Просвещение» 2006

Учебник:

Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Смирнов  А.Т., Хренников Б.О. под ред. Смирнова  А.Т. – 5-е изд., М. «Просвещение»  2009

                                                                                             Количество часов  всего: 34 в неделю 1

                                                                                  Пояснительная записка

           Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:                                                                                                                               1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897

  1. Закона « Об образовании» в Российской Федераци от 29.12.2012 года № 273-РФ.
  2. Приказа Государственного управления образования Псковской области «О реализации  учебных  планов в   образовательных учреждениях Псковской области» от 15.05.2013 № 652.
  3. Положения о рабочей программе педагога в МБОУ «СШ №4» муниципального образования «Островский район» на 2016 - 2017 учебный год.
  4. Программы общеобразовательных учреждений для 1 – 11 классов. Под редакцией А. Т. Смирнова. Москва «Просвещение» 2006

                                    Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной  школе (5-9 классы) предназначен для:

- Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека.

- Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих.

- Приобретение учащимися  способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей.

- Формирование у учащихся антиэкстремистского  и антитеррористического поведения. Отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе и наркотиков.

Цели и задачи

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

– усвоение учащимися правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

– понимание ими важности укрепления, сохранения и защиты своего здоровья как личной и общественной ценности;

– уяснение и принятие учащимися достижений гражданского общества: права человека, правовое государство, семейные ценности, справедливость и ответственность органов власти;

– антиэкстремистское и антитеррористическое мышление и поведение учащихся, их нетерпимость к действиям и намерениям, представляющим угрозу для жизни человека;

– отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, табакокурению и употреблению алкогольных напитков;

– готовность и стремление учащихся к нравственному самосовершенствованию.

для решения следующих задач:

– освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

– обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;

– развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

– воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

– формирование у школьников антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

                                                                        Основное содержание программы в 9 классе

Раздел 1. Опасные ситуации и условия жизнедеятельности человека (20 часов)

Глава 1. Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека – 18 часов.

Глава 2. Правила безопасного поведения в повседневной жизни – 2 часа.

Раздел 2. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (14 часов)

Глава 3. Международное гуманитарное право по защите населения в чрезвычайных ситуациях – 2 часа.

Глава 4. Всероссийское движение «Школа безопасности» - составная часть подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях – 12 часов.

                                                                      КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                           /для программ по новым стандартам/

п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

 

Планируемый результат

 

1.

     Раздел 1. Опасные ситуации в условиях жизнедеятельности человека

Глава 1. Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека

Введение

1

Изучить понятие экологической безопасности.

Изучить схему обеспечения экологической безопасности.

 

2.

Экологическая безопасность России

1

Изучить понятие экологической безопасности.

Изучить схему обеспечения экологической безопасности.

 

3.

Среда обитания человека

1

Сформировать у учащихся гражданскую позицию по вопросу обеспечения экологической безопасности страны и региона

 

4.

Загрязнение окружающей среды

1

Изучить источники химического загрязнения окружающей среды и способов защиты от него. Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

 

5.

Что такое ксенобиотики

1

Изучить бытовые ксенобиотики.

Получить первичные навыки обращения с ними.

 

6.

Шумовое загрязнение среды

1

Изучить влияние шумового загрязнения на организм человека, а также меры безопасности и способы защиты организма от шума.

Получить представление о безопасном использовании бытовых источников звука

 

 

7.

Безопасное питание 

1

Изучить историю питания, болезни питания и понятие рационального питания.

Получить знания и первичные навыки в составлении оптимального рациона подростка с учетом нагрузок и климатических условий.

Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

 

8.

Биоритмы – организаторы нашей жизни

1

Изучить природу и классификацию биоритмов, преимущества соблюдения биоритмов в повседневной жизни.

 

9.

О «совах», «жаворонках» и «голубях»

1

 

 

10.

Как избежать переутомления

1

Получить первичный навык в планировании рабочей недели с учетом биоритмов.

 

11.

В движении - жизнь

1

Изучить понятия «двигательная активность», связь гиподинамии с различными болезнями человека.

Получить представление о мобилизации физических резервов и их правильном использовании.

Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

 

12.

Защититесь от стрессов

1

Изучить понятия «стресс», «стресс-факторы», «стресс-реакции», «невроз», взаимосвязь этих явлений.

Изучить особенности реакции человека на стресс в зависимости от типа нервной системы.

Получить представление о правилах стрессо устойчивого поведения.

Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

 

13.

Искусство общения

1

 

 

14.

Инфекции и их природные источники

1

 

 

15.

СПИД

1

Получить представление о нравственных нормах взаимоотношений полов, о связи безнравственности и смерти.

Выработать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни.

 

16.

Опасное природное явление

1

 

 

17.

Природные аллергены

1

 

 

18.

О причинах старения

1

 

 

19.

Глава 2. Правила безопасного поведения в повседневной жизни

Безопасное пользование компьютером

1

Изучить: факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека; меры безопасности.

 

20.

Меры безопасности на уроках в школе

1

Учатся соблюдать правила безопасного поведения, помогающие предотвратить травмы на уроках в школе

 

21.

Раздел 2. Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Глава 3. Международное гуманитарное право по защите населения в чрезвычайных ситуациях.

История создания. Цели и задачи

         1

Изучают основные документы международного права

Получают представление об основных требованиях международного гуманитарного права по защите раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и духовного персонала

Получают представление об основных требованиях международного гуманитарного права по защите военнопленных и гражданского населения

 

22.

Гуманитарные акции МЧС России

1

 

 

23.

Глава 4. Всероссийское движение «Школа безопасности» - составная часть подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Ориентирование на местности

1

 

 

24.

Определение сторон горизонта по Солнцу 

1

 

 

25.

По Луне и Полярной звезде

1

 

 

26.

По местным признакам

1

 

 

27.

Жизнеобеспечение человека

1

 

 

28.

Преодоление препятствий

1

 

 

29.

Техника вязания узлов

1

 

 

30.

Организация первой доврачебной помощи. 

1

 

 

31.

Медицинская аптечка

1

Получить навыки использования

медицинской аптечки в условиях ЧС

 

32.

Природные лекарственные средства 

1

 

 

33.

Действия в ЧСТХ

1

 

 

34

Действия в ЧСТХ

1