Составлена на основе:
Программы общеобразовательных учреждений для 1 – 11 классов. Под редакцией А. Т. Смирнова. Москва «Просвещение» 2006
Учебник:
Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и другие; Под редакцией Ю.Л. Воробьёва. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:АСТ: Астрель, 2008
Количество часов всего: 34 в неделю 1
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. Рабочая программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1–11-х классов. Авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.: Просвещение, 2006 г.
При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения.
Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Структура курса ОБЖ при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и шесть разделов.
Программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года[1] и Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года[2].
Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах:
- углублённое изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике;
- совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучения по основам военной службы и по военно-учётным специальностям в объёме, необходимом для военной службы;
- распознавание и анализирование особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях;
- окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций;
- применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности;
- анализирование основных направлений организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций;
- обоснование основного предназначения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье;
- формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.
Общая характеристика предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе (10-11 классы) реализует комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе при модульной структуре содержания предмета.
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершённую часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объём учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и семь разделов.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебные модули |
|||||
М-1 |
М-2 |
М-3 |
|||
Основы безопасности личности, общества и государства |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
Обеспечение военной безопасности государства |
|||
Разделы |
|||||
Р-1 |
Основы комплексной безопасности |
Р-4 |
Основы здорового образа жизни |
Р-6 |
Основы обороны государства |
Р-2 |
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
Р-5 |
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи |
Р-7 |
Основы военной службы (в том числе учебные сборы) |
Р-3 |
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации |
|
|
|
|
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации». Основу содержания данного раздела составляет характеристика экстремистского мышления и антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе террористического акта.
Изучение раздела 3 модуля 1 предусмотрено в 10 и 11 классах.
Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:
- последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;
- сформировать представления об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях;
- уяснить основные положения законодательства Российской Федерации в области безопасности;
- сформировать морально-психологические и физические качества и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях;
- более подробно познакомиться с организационными основами системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации;
- повысить эффективность процесса формирования у обучающихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учётом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам (при поурочном планировании предмета по годам обучения), а также с учётом особенностей обстановки в регионе в области безопасности (при разработке региональных учебных программ);
- эффективнее использовать межпредметные связи, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира;
- обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у обучающихся на третьей ступени образования;
- более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам;
- более эффективно организовать систему повышения квалификации и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.
Место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 и 11 классах в программе предусмотрены 68 часов на 2 года (по одному часу в неделю в каждом классе). Этот объём для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определён на базовом уровне[3] (разделы 1-6 программы).
На профильном уровне для изучения предмета предусмотрено 140 часов (1-7 разделы программы).
Кроме того, после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение с обучающимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) учебных сборов в течение 5 дней (35 часов)[4].
В соответствии с положениями нормативно-правовых актов Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе[5] раздел 7 «Основы военной службы» изучается в образовательном порядке только с обучающимися – гражданами мужского пола. Подготовка обучающихся – граждан женского пола по основам военной службы может осуществляться только в добровольном порядке, с ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углублённому изучению основ медицинских знаний[6].
Цели и задачи
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; о воинской обязанности и военной службе;
- воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России и eё государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;
- формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, в том числе культуры безопасности жизнедеятельности, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую помощь пострадавшим и самопомощь.
Курс предназначен для решения следующих задач:
– освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
– обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;
– развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
– воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностные результаты:
- усвоение и соблюдение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных, экстремальных и опасных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, готовности служить ей и защищать ее;
- уважение к государственным символам Российской Федерации — гербу, флагу и гимну;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира, осознание своего места в этом мире;
- осознание себя в качестве активного и ответственного гражданина, уважающего закон и правопорядок, правильно понимающего и выполняющего свои конституционные права и обязанности, принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, обладающего чувством собственного достоинства;
- готовность и способность вести диалог с другими людьми, сформированность коммуникативных навыков общения и сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию, к осознанному выбору будущей профессии, успешной профессиональной и общественной деятельности;
- сформированность основ экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние окружающей среды, приобретение опыта бережного и ответственного отношения к природе;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к своему здоровью и здоровью других людей, умение оказывать первую помощь и самопомощь;
- принятие и реализация ценностей здорового и разумного образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании и спортивно-оздоровительной деятельности, неприятие курения, употребления алкоголя и наркотиков;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, ответственный подход к созданию семьи, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- сформированность антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своей деятельности, формулировать и ставить перед собой задачи в учебной и внеучебной работе, составлять планы и контролировать их выполнение, использовать необходимые ресурсы для достижения целей, выбирать правильное решение в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, разрешать конфликты, находя решение на основе согласования позиций и учета интересов;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, умениями в разрешении проблем, способность и готовность к самостоятельному поиску способов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, достаточная компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
- умение оценивать свои возможности и согласовывать действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, формулировать термины и понятия в области безопасности жизнедеятельности;
- владение приемами действий и способами применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- сформированность и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
- сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции человека и средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая негативное влияние человеческого фактора;
- знание основ государственной системы Российской Федерации, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
- сформированность представлений и убеждений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера и асоциального поведения;
- сформированность представлений о здоровом и разумном образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
- знание наиболее распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- знание факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков и т. д.);
- знание основных мер защиты, в том числе в области гражданской обороны, и правил поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам и используя различные информационные источники;
- умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения
службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
- знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
- владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим и самопомощи при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
Основное содержание программы в 10 классе
Раздел . Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения – 7 часов.
Глава 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны – 10 часов.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний – 2 часа.
Глава 4. Основы здорового образ жизни – 5 часов.
Глава III. Основы военной службы
Глава 5. ВСРФ – защитники нашего отечества – 3 часов.
Глава 6. Боевые традиции ВСРФ – 3 часа.
Глава 7. Символы воинской чести – 4 часов.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать/понимать
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»,
- комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Требования к уровню усвоения дисциплины
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
/для программ по новым стандартам/
№ п/п |
Название раздела, тема урока |
Кол-во часов |
Планируемый результат (УУД или компетенции) по разделам |
Дата планируемого проведения |
Дата фактического проведения |
|
|||||
1. |
Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях Глава 1. Опасные и чрезвы-чайные ситуации и правила безопасного поведения (7 ч.) Введение |
1 |
Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них. Уметь называть способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях |
01.09 – 04.09 |
|
2. |
Правила поведения в условиях, вынужденной автономии |
1 |
Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них. Уметь называть способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях |
07.09 - 11.09 |
|
3. |
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера |
1 |
|
14.09 – 18.09 |
|
4. |
Правила поведения в условиях ЧС природного характера и техногенного характера |
1 |
Знать потенциальные опасности природного и техногенного происхождения, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного |
21.09 – 25.09 |
|
5. |
Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности |
1 |
Знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи |
28.09 – 02.10 |
|
6. |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Структура и задачи |
1 |
|
05.10 – 09.10 |
|
7. |
Уголовная ответственность несовершеннолетних |
1 |
Знать об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения |
12.10 – 16.10 |
|
8. |
Глава 2. Гражданская оборона – составная часть обороно-способности страны (10 ч.) Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи |
1 |
Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
|
19.10 – 23.10 |
|
9. |
Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения |
1 |
Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления |
26.10 – 30.10 |
|
10. |
Ядерное оружие и его поражающие факторы |
1 |
|
09.11 – 13.11 |
|
11. |
Химическое оружие и его поражающие факторы |
1 |
Знать способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях. Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях |
16.11 – 20.11 |
|
12. |
Бактериальное оружие и его поражающие факторы |
1 |
Знать виды защитных сооружений, правила поведения в защитных сооружениях. Уметь: действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства коллективной защиты |
23.11 - 27.11 |
|
13. |
Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени |
1 |
|
30.11 - 04.12 |
|
14. |
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. |
1 |
Знать об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности |
07.12 – 11.12 |
|
15. |
Средства индивидуальной защиты |
1 |
Знать основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики. Уметь владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) |
14.12 – 18.12 |
|
16. |
Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения |
1 |
Знать о мероприятиях по защите населения при угрозе ЧС и применении современных средств поражения Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности |
21.12 - 25.12 |
|
17. |
Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях |
1 |
|
28.12 – 31.12 |
|
18. |
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Глава 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (2 ч.) Сохранение и укрепление здоровья – важная забота каждого человека и всего общества |
1 |
Закрепить и углубить знания о сохранении и укреплении здоровья |
11.01 – 15.01 |
|
19. |
Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика |
1 |
Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
18.01 – 22.01 |
|
20. |
Глава 4. Основы здорового образа жизни (5 ч.) Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания |
1 |
Знать основные составляющие здорового образа жизни. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
25.01 – 29.01 |
|
21. |
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека |
1 |
|
01.02 – 05.02 |
|
22. |
Режим труда и отдыха, хороший сон – составляющие здорового образа жизни |
1 |
Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
08.02 – 12.02 |
|
23. |
Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека |
1 |
|
15.02 – 19.02 |
|
24. |
Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек |
1 |
Знать о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
22.02 – 26.02 |
|
25. |
Глава III Основы военной службы Глава 5. ВСРФ – защитники нашего отечества и его национальных интересов (3 ч.) История создания и развития ВСРФ |
1 |
Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. |
29.02 – 04.03 |
|
26. |
Родина и её национальная безопасность |
1 |
Иметь представление об организационной структуре ВС РФ. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
07.03 – 11.03 |
|
27. |
Состав Вооружённых Сил РФ |
1 |
Знать функции и основные задачи современных Вооруженных Сил. Иметь представление об управлении Вооруженными Силами; о реформе Вооруженных Сил. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
14.03 – 18.03 |
|
28. |
Глава 6. Боевые традиции Вооружённых Сил РФ (3 ч.) Патриотизм и верность воинскому долгу – неотъемлемые качества русского воина, основа героизма |
1 |
Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
04.04 – 08.04 |
|
29. |
Памяти поколений – дни воинской славы России |
1 |
|
11.04 – 15.04 |
|
30. |
Память поколений – дни воинской славы России |
1 |
Знать о днях воинской славы и о формах увековечения памяти. Уметь: отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды; использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
18.04 – 22.04 |
|
31. |
Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности войск |
1 |
Иметь представление о символах воинской чести. Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе |
25.04 – 29.04 |
|
32. |
Глава 7. Символы воинской чести (4 ч.) Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы |
1 |
|
02.05 – 13.05 |
|
33. |
Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе |
1 |
Иметь представление об основных государственных наградах. Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды |
16.05 – 20.05 |
|
34. |
Ритуалы Вооружённых Сил РФ. |
1 |
Иметь представление о ритуалах ВС РФ. Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе |
23.05 – 27.05 |
|
Приложение 3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Класс |
Учебники (автор, год издания, издательство) |
Методические материалы |
10 |
Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и другие; Под редакцией Ю.Л. Воробьёва. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:АСТ: Астрель, 2008 |
|
5-11 |
|
Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 176 с |
10 |
|
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт.-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 120 с |
5-11 |
|
Медико-санитарная подготовка учащихся, под ред. П.А. Курцева Москва: Просвещение, 1988 |
|
|
Е.Л. Попок. Чтобы не было пожара. Москва: Просвещение, 1988 |
|
|
Основы медицинских знаний учащихся Под ред. М.И. Гоголева Москва: Просвещение, 1991 |
|
|
Медико-санитарная подготовка учащихся. Под ред. П.А. Курцева Москва: Просвещение, 1988 |
|
|
Как защищаться от оружия массового поражения Штаб ГО Москва, 1962 |
|
|
НВП учебник 9 – 10класса А.И. Аверин, И.Ф. Выдрин и др. Москва: Просвещение, 1985 |
|
|
ГО. Знай и умей. Под ред. В.М. Кожбахтеева Москва, 1991 |
|
|
Памятка. Действия работников и членов их семей в ЧС Преподаватель УМЦ по ГО и ЧС Псковской области Псков, 1998
Сборник вопросов и задач по курсу ОБЖ Е.А. Лукьянов, С.П. Данченко С.-П.: 1998
|
Видеокассеты
- ВДВ.
- Морская пехота. Учебный центр ВДВ.
- Гимн РФ. Учение ВДВ.
- День защиты детей (г. Псков).
- 42 бригада в Чечне.
- Миротворческая бригада.
- ЧС природного характера.
- Танк Т-90. Мотострелковый полк.
Диски
- ГО. Её структура и задачи.
- Средства и способы защиты населения от ЧС.
- Нормативно-правовое регулирование.
- СИЗ (слайды: аммиак, хлор – 7 - 13)
- Средства и способы защиты населения (14 мин.)
- Нормативно-правовое регулирование в области защиты населения и территории от ЧСПиТХ
- РСЧС, её структура и задачи
- Организация и ведение ГО (23 мин.)
- Средства и способы защиты населения(15 мин)
- Основные задачи ГО.
- Защита от ЧС ПТХ (36мин.)
- ГО. История создания (30 мин.)
(Органы управления, система оповещения…)
- Плакаты по ОБЖ:
- Алкоголь
- Табакокурение
- Наркотики
- Экстренная реанимация
- ВИЧ, СПИД
- Пожар.
- Посторонний.
- Хулиганство.(46 сл)
Литература (Книги для внеклассного чтения, внеклассной работы)
- В труде и боях закаленное. А. Анохин Москва. Магистр, 1998
- В походах и боях. П.И. Батов Москва, 1984
- Маршалы советского Союза. Институт военных и истор.-патр. пр. Москва, 1996
- К.Е. Ворошилов В.С. Акшинский Москва, 1976
- Небо вокруг меня.Е.Н. Андреев. Москва, 1983
- Войска связи. А.И. Белов
- Заставы вступают в бой. Ю.Г. Кисловский Москва, 1982
- Генеральный штаб в предвоенные года. М.В. Захаров Москва, 1989
- Мото-стрелковый (танк) взвод в бою. Н.М. Андрусенко и др. Москва. Военное издательство, 1989
- Псковщина партизанская. Сост. В.А. Акатов. Лениздат, 1979
- Герои Советского Союза. И.Н. Шкадов и др. Москва, 1987 (1, 2т.)
Портреты
- Александр Невский
- Дмитрий Донской
- Александр Суворов
- Петр I
- Михаил Кутузов
Стенды
- Оказание ПМП
- Правовые основы военной службы
- Вооружённые силы РФ
- Добровольная и обязательная подготовка граждан к военной службе
- Воинский учёт и военно-учётные специальности РОСТО
- Военно-образовательные учреждения Министерства обороты РФ
- Военно-прикладные виды спорта
- Военная форма одежды
- Военная присяга
- Ордена и медали России
- Огневая подготовка. Автомат Калашникова
- Приёмы стрельбы АК-74 и пистолета Макарова ПМ
- Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова
- Устройство. Правила метания гранат и меры безопасности
- Общевоинские устройства
- Гражданская оборона
- Строевая подготовка
Таблицы по медицинской подготовке
Временная остановка кровотечения
Наложение повязок при ранениях и ожогах
Иммобилизация переломов костей с использованием подручных средств
ПП при ожогах
ПП при электротравмах
Переноска поражённых на носилочных лямках и санитарных носилках
Переноска поражённых на руках
Использование подручных средств
Погрузка поражённых на транспорт
Индивидуальные средства защиты дыхательных путей
Индивидуальные средства защиты кожи
Искусственное дыхание
Болезнетворные микробы и схемы передачи заразных болезней
Наглядно-методические пособия
Макет автомата Калашникова АК-74М
Аптечка индивидуальная АИ-2
Противогазы
Бинты медицинские
Технические средства обучения
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Телевизор
DVD
Нормативно – правовые документы
Конституция Российской Федерации
Правила дорожного движения Российской Федерации
Семейный кодекс Российской Федерации
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральный закон «О гражданской обороне»
Закон «Об образовании»
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
Федеральный закон «О пожарной безопасности»
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
Федеральный закон «О противодействии терроризму»
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
[1] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537.
[2] Утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. №134-р.
[3] Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. №241.
[4] Приказ Министра обороны Российской Федерации и Минобрнауки России от 24 февраля 2010 г. №96/134.
[5] Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 14, пункт 7.
[6] Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. №481).