Рабочая программа
Составлена на основе:
Программы общеобразовательных учреждений для 1 – 11 классов. Под редакцией А. Т. Смирнова. Москва «Просвещение» 2006
Учебник:
Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Смирнов А.Т., Хренников Б.О. под ред. Смирнова А.Т. – 5-е изд., М. «Просвещение» 2009
Количество часов всего: 34 в неделю 1
1. Планируемые результаты
Личностные результаты:
– усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
– формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;
– формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами;
– умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности;
– умение формулировать понятия в области безопасности жизнедеятельности;
– освоение приемов действий и способов применения средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
– умение разработать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
– умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
Предметные результаты:
– формирование убеждения в необходимости безопасного здорового образа жизни;
– понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;
– формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
– понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
– знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;
– знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
– умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
– умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников;
2. Содержание учебной программы
Раздел 1. Безопасность человека в природных условиях
Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе
Вводный урок. Природа и человек. Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Определение необходимого снаряжения для похода
Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. Подготовка и проведение лыжных походов. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Велосипедные походы и безопасность туристов.
Глава 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности
Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация человека в горной местности. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом
Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
Автономное существование человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия человека в природной среде. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях.
Опасные погодные явления. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Глава 6. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. Оказание первой помощи при травмах. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых
Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие.
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние окружающей и социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
3. Тематическое планирование
Раздел 1. Безопасность человека в природных условиях
Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе – 7 часов
Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность – 5 часов.
Глава 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности – 6 часов.
Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде – 3 часа.
Глава 5. Опасные ситуации в природной среде – 4 часа.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 6. Основы медицинских знаний и оказание ПМП - 4 часа.
Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие – 5 часов.