Если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому
выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и
реагировать на множество бытовых вещей, мы все время
будем находиться в состоянии самой ужасной войны,
которая может быть, — войны у себя дома
Людмила Улицкая
Цели:
- познакомить учащихся с понятием “толерантность”
- познакомить учащихся с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
- развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Задачи:
- оценить степень своей толерантности;
- развивать творческое мышление учащихся;
- воспитывать чувство коллективизма, сплочённости;
Ход
Сегодня,16 ноября, Международный день толерантности. Толерантность что это такое? Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека.
Ещё два года и вы выпускники школы. Выпускник! Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.
Что означает слово толерантность?
- Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
- Все словари XX века однозначно указывают прямое толкование/перевод толерантность — терпимость (Толковый словарь Ушакова, Большой энциклопедический словарь).
- В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-н. бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения/взгляды тобою не разделяются и не одобряются.
Как это слово определяется на разных языках земного шара?
- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
- в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
2010 год - это год третьего тысячелетия. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия, сирота… Почему?
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте!”
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, смотри, у него кровь.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.
- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
- Спасибо, леди, спасибо...
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя есть “мобильник”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.
Как бы вы поступили в данном случае?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.
Два пути развития личности – толерантный и интолерантный.
Распределите слова в II колонки:
I – черты, присущие толерантной личности,
II – черты, присущие интолерантной личности:
Сострадание, прощение, терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность, снисходительность, доверие, способность к сопереживанию.
Толерантная личность Интолерантная личность
Сострадание Непонимание
Чувство юмора Игнорирование
Уважение мнения других Эгоизм
и т.д. и т.д.
Анкета « Что свойственно тебе?»
А) Адекватно оцениваешь себя и окружающих.
Б) Замечаешь у себя преимущественно достоинства, а у других недостатки.
А) Уверен в себе.
Б) Во всем видишь угрозу.
А) Сам отвечаешь за свои поступки.
Б) Снимаешь с себя ответственность за происходящее вокруг.
А) Стремишься к работе, творчеству, самореализации.
Б) Склонен отодвигать себя на второй план («пусть кто-нибудь другой, только не я…»
А) Живо реагируешь на шутки, способен посмеяться и над собой.
Б) Апатично либо мрачно воспринимаешь юмор.
А) Предпочитаешь демократические начала.
Б) Предпочитаешь жесткую власть.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.
Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результат взаимосвязанных свойств личности.
Ребята, давайте назовём Международные соглашения, в которых раскрываются основные понятия и принципы толерантности.
ЭТО:
- Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО.
- Всеобщая декларация прав человека.
- Международный пакт о гражданских и политических правах.
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой
дискриминации.
- Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него
- Конвенция о правах ребёнка.
- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации
на основе религиозных убеждений.
- Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или
этническим, религиозным или языковым меньшинствам.
Задание “Дерево толерантности”
Возьмите каждый по листочку и напишите на нём, что, по-вашему, надо сделать, чтобы в классе отношения стали более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме кленового листа пишут свои пожелания и прикрепляют на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Составляем с учащимися правила толерантного общения. Например:
1. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Уважай собеседника.
6. Стремись учитывать интересы других и др.
Вывод :
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что каждый человек личность, должен обладать чувством собственного достоинства и умением уважать достоинство других; каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других.
Возможно Вас также заинтересуют следующие статьи:
- Укусила пчела. Что делать?
- Что делать, если напала собака?
- Вы знаете, что делать, если лёд под Вами провалился?
- Правила поведения при землетрясении
- Судорога в воде: что делать?
- С уважением, Администратор сайта obzhelp.ru