Водитель. Безопасность велосипедиста

Цели: (сформулировать в конце урока вместе с ребятами)

Задачи:

  • Дать понятие о велосипеде как транспортном средстве передвижения;
  • Познакомить учащихся с правилами езды на велосипеде.

     

Ход урока

Организация класса. Упражнения - энергизаторы

Способствуют снятию напряжения, установлению доброжелательной атмосферы, сплочению детского коллектива

Здравствуйте, ребята! Я рада встречи с вами.

Слушайте внимательно и выполняйте действия в том случае, если о чём я говорю относится к вам.

Сесть на стул говорю я тому, кто всегда  поможет другу своему.

Хлопнуть в  ладоши тех попрошу, кто говорит себе: « На дороге  я никогда не спешу!»

 Улыбнёмся друг другу глядя в глаза, и урок начнём мы с вами, друзья.

Сообщение темы и целей урока

         Сегодня мы поговорим о правилах безопасного поведения главных участников дорожного движения – водителей.

Цели урока сформулируем вместе в конце урока.

Актуализация имеющихся знаний

1. Почему водитель – это главная фигура на дороге? ( На дорогах много транспорта и управляет им водитель; растёт  количество автомобилей; по данным статистики, большинство ДТП происходит по вине водителей)

2. Кто такой водитель? (Это человек, управляющий каким-либо управляющим средством)

3.Что такое транспортное средство? (Это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования)

Транспортное средство могут приводиться в движении двигателем. Они делятся  на  механические и немеханические.

К  механическим относятся все транспортные средства, кроме мопеда, приводимые в движение двигателем. Это легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и др.

             К немеханическим – относятся велосипеды, мопеды и прицепы.

Мы сегодня поговорим о безопасности велосипедиста и его правилах поведения на дороге.

Из истории

15 сентября 1801 года родился велосипед. В этом году ему исполнилось  210  лет. Это был первый самокат. Его изобрел Ефим Артамонов, который приехал в Москву с Урала показать царю Александру I  свое изобретение. В Европе велосипеды появились, почти 70 лет спустя. Общее название, которое велосипед носит более  200 лет, произошло от латинских слов в переводе : «быстрые» «ноги» -             « быстроног»

Работа над новым материалом

Вопросы:

  1. С какого возраста можно управлять велосипедом при движении по дорогам? (Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет)

     Стр. 47, учебник

  1. Назовите основные требования к техническому состоянию велосипеда.
  • Иметь исправные тормоза и звуковой сигнал, т.е. звонок.
  • При движении на дорогах, в темное время суток, велосипед должен быть оборудован фонариком (фарой) белого цвета,
  • сзади фонарем или световозвращателем красного цвета,
  • с боковых сторон световозвращателями оранжевого или красного цвета.

На доске рисунки с изображением велосипеда. Найти  нарушения технического состояния

Стр. 47, учебник

  1. Что запрещается водителям велосипеда?
  • Двигаться при неисправности тормозной системы;
  • Ездить на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • Перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
  • Двигаться по проезжей части улицы при наличии рядом велосипедной дорожки;
  • Обучаться езде на велосипеде на улицах города и автомобильных дорогах;
  • Ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам;
  • Выполнять левый поворот или разворачиваться.
  1. Основные правила велосипедиста
  • На дороге необходимо держаться крайней правой полосы, на расстоянии не более 1 метра от тротуара или обочины;
  • Выполнять левый поворот или разворачиваться можно лишь на дорогах с одной полосой для движения в данном направлении;
  • При повороте или остановке необходимо предупредить об этом остальных участников движения с помощью сигналов, подаваемых рукой:
  • При повороте налево поднимают в сторону левую руку или согнутую в локте правую руку;
  • При повороте направо поднимают в сторону правую руку или согнутую в локте левую руку;
  • Перед остановкой поднимают вверх правую или левую руку.
  • На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой нужно уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по пересекаемой дороге.

Дорожные знаки для велосипедистов

Физкультминутка.

          Чтобы быть внимательным велосипедистом, надо иметь хорошее зрение. А чтобы наши глазки отдохнули, сделаем гимнастику для глаз. Упражнения для профилактики близорукости.

Детальный разбор и анализ ситуаций

  1. Сигналы, подаваемые велосипедистом при поворотах
  2. Ситуация. Я прочитаю вам текст.

Назовите, какие ошибки совершили ребята.

«Как мы ездили на рыбалку...»

         Я и мой друг Коля решили съездить на рыбалку. Готовиться начали с вечера. Проверили снасти, накопали червей, осмотрели велосипеды. У меня  не работал звонок. Я его разобрал, а собрать не сумел. Хотел попросить папу, но в суматохе забыл.  Выехали мы перед рассветом, еще было темно, а у нас, как назло, не горят фары. Попробовали исправить, но не сумели и поехали без света. Коля взял своего брата, ему 8 лет. Ехать на раме ему было очень неудобно, но посадить его на багажник не было возможности, так как он был занят рыболовными снастями, а мне мешала  управлять велосипедом бамбуковая удочка длиной 3 метра, которую  я закрепил на раме.

Кое-как мы выехали на главную улицу и покатили по середине проезжей части рядом друг с другом, обсуждая будущую рыбалку. Водители редких машин резко тормозили и награждали нас неприятными эпитетами. Мы не выдержали и решили, что на тротуаре нам будет проще ехать. Однако пешеходы на тротуаре тоже нас ругали.

          Вдруг рядом с нами оказался инспектор ГИБДД.  Он, узнав, что нам только 13 лет, забрал наши велосипеды на штрафную стоянку и попросил, чтобы за ними приехали наши родители. Нам инспектор посоветовал выучить Правила дорожного движения. После этого желание рыбачить исчезло, и мы пошли домой.

Ответы:

  1. Велосипед не имел звукового сигнала - выезд запрещен.
  2. Не горели световые приборы - ночью без них движение запрещено.
  3. Перевозить ребенка старше 7 лет запрещено.

4. Если что-то мешает управлению, надо устранить помеху, а при невозможности устранения прекратить движение.

5. Запрещено перевозить предметы, выступающие на 0,5 м за габариты велосипеда (удочка).

  1. Ездить по тротуару запрещено.
  2. Ездить по дороге на велосипеде до 14 лет запрещено.

Актуализация изученного материала

Незнание ПДД перерастает в чрезвычайно опасную привычку, приводящую к дорожному происшествию. В РФ из каждых 100 малолетних  велосипедистов, попавших в ДДП, погибают 18 подростков.

Сергей Шойгу говорит: Чтобы предотвратить опасность, нужно знать по какой причине она может произойти».

Назвать основные причины, которые приводят к  несчастным  случаям

  • Плохое знание ПДД;
  • Нарушение ПДД;
  • Недостаточная видимость велосипедиста на дороге в тёмное время суток;
  • Внезапный выезд велосипедиста;
  • Несоблюдение безопасного расстояния.

 Закрепление изученного материала.

Задание: Посмотрите рисунок и найдите велосипедистов - нарушителей.

Загадки

У машины -  есть,

У телеги – есть,

У велосипеда – есть,

 А у поезда – не счесть.( Колесо)

 

Этот конь не ест овса,

Вместо ног  -  два колеса.( Велосипед)

 

Ездят здесь одни машины,

Грозно их мелькают шины.

У тебя велосипед?

 Значит стоп! Дороги нет!(Знак « Движение на велосипеде запрещено»)

 

Не живая, а идёт;

Неподвижна, а ведёт!( Дорога)

 

На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя,

Можно ехать, знайте, дети,

Только на велосипеде. ( Знак « Велосипедная дорожка»)

Подведение итогов

Цель нашего урока?

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Оценки за урок.

 Творческое  домашнее задание.

Организованное окончание урока

   СПАСИБО ЗА УРОК!

Возможно Вас также заинтересуют следующие статьи:

 

Яндекс.Метрика