Особенности содержания программы

Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.

За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.

Модульный принцип позволяет:

• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;

• структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5 — 9 классах.
Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания,

определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит два раздела и шесть тем. При этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме определенного учебного времени.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль включает два раздела.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (может изучаться в 5—9 классах).

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (может изучаться в 7—9 классах).
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи

Решает задачи духовно - нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

Модуль включает два раздела.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.

 

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации впервые вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. На его изучение выделяется 34 часов, из расчета 1 час в неделю.

Программа рассчитана на 34 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов (или 14,3%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

выделение характерных причинно-следственных связей;

творческое решение учебных и практических задач;

сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет - ресурсы и другие базы данных;

         самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

         соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

         использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

 

Результаты обучения

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Ожидаемый результат обучения по данной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

Более подробно ожидаемые результаты обучения раскрыты в Требованиях к уровню подготовки выпускников.

Использование действующих учебников и учебно-методических комплектов по основам безопасности жизнедеятельности

 4.1. При организации изучения учебного предмета ОБЖ, выборе учебников и учебно-методических комплектов, а также составлении календарно -  тематического планирования руководствуемся следующими документами:

Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования по ОБЖ (приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.05.1998 № 1236);

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ (приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30.06.1999 № 56);

стандарт основного общего образования по ОБЖ (приказ Минобразования России от 5.03.2004);

стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне (приказ Минобразования России от 5.03.2004);

стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне (приказ Минобразования России от 5.03.2004);

примерные программы по ОБЖ для основного общего образования;

авторская программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в V - IX классах общеобразовательных учреждений, автор А.Т. Смирнов (изд-во «Просвещение», 2009); примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на базовом уровне;

требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по ОБЖ. Этот вопрос довольно подробно представлен в «Методических рекомендациях по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательных учреждениях» авторами Н.А. Крючек, С.К. Мироновым, Б.И. Мишиным (изд-во «Дрофа», 2005).

4.2. Для преподавания учебного предмета ОБЖ на ступени основного общего образования используется учебно-методический комплект по «Основам безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования  (учебники «Основы безопасности жизнедеятельности»  для 5-9 классов (под редакцией Ю.Л. Воробьева, издательство «Астрель»), учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 - 9 классов (автор А.Т. Смирнов, изд-во «Просвещение», 2009); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5, 6, 7, 8, 9 классов (авторы: В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук, издательство «Дрофа», 2005).

 

Основное содержание программы в 6 классе

  1. Подготовка к активному отдыху на природе – 7 часов
  2. Активный отдых на природе и безопасность – 5 часов.
  3. Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности – 6 часов.
  4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде – 3 часа.
  5. Опасные ситуации в природной среде – 4 часа.
  6. Основы медицинских знаний и оказание ПМП - 4 часа.
  7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие – 5 часов.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать/понимать

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

Уметь

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей
  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
  • пользования бытовыми приборами и инструментами;
  • проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи

 

 

 

 

                                                                                           КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

/для программ по новым стандартам/

п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

 

Планируемый результат (УУД или компетенции) по разделам

Дата

планируемого проведения

Дата

фактического проведения

 

1.

Раздел 1. Безопасность человека в природных условиях

Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе

Вводный урок

7

Уметь действовать самостоятельно.

Преобразование практической задачи в познавательные. Знать правила ТБ

01.09 – 05.09

 

2.

Природа и человек

 

Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Применять установленные правила в планировании способа решения.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

08.09 - 12.09

 

3.

Ориентирование на местности

 

 

15.09 – 19.09

 

4.

Определение своего местонахождения и направления движения на местности

 

 

22.09 – 26.09

 

5.

Подготовка к выходу на природу

 

 

29.09 – 03.10

 

6.

Определение места для бивака

 

 

06.10 – 10.10

 

7.

Необходимое снаряжение

 

 

13.10 – 17.10

 

8.

Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность

Общие правила безопасности

5

Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Знать правила безопасного поведения во время активного отдыха.

Применять установленные правила в планировании способа решения.

Применять установленные правила в планировании способа решения.

20.10 – 24.10

 

9.

Пешие походы

 

 

27.10 – 31.10

 

10.

Лыжные походы

 

 

10.11 – 14.11

 

11.

Водные походы

 

 

17.11 – 21.11

 

12.

Велосипедные походы

 

 

24.11 - 28.11

 

13.

Глава 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности

Основные факторы

6

Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности

Применять установленные правила в планировании способа решения.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

01.12 - 05.12

 

14.

Акклиматизация человека в различных климатических условиях

 

 

08.12 – 12.12

 

15.

Акклиматизация в горной местности

 

 

15.12 – 19.12

 

16.

Личная безопасность

 

 

22.12 - 26.12

 

17.

Личная безопасность на водном транспорте

 

 

12.01 – 16.01

 

18.

Личная безопасность на воздушном транспорте

 

 

19.01 – 23.01

 

19.

     Глава 4. Обеспечение безопасности при  автономном существовании человека  в       природной среде.

Автономное существование человека в природе

3

Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Уметь действовать самостоятельно.

Умение учитывать разные мнения и интересы,

представлять собственную позицию.

26.01 – 30.01

 

20.

Вынужденная автономия человека в природной среде

 

 

02.02 – 06.02

 

21.

Обеспечение жизнедеятельности человека

 

 

09.02 – 13.02

 

22.

Глава 5. Опасные ситуации  в природной среде.

Опасные погодные явления

4

Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Применять установленные рекомендации.

Уметь действовать самостоятельно

16.02 – 20.02

 

23.

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными

 

 

24.02 – 27.02

 

24.

Укусы насекомых и защита от них

 

 

02.03 – 06.03

 

25.

Клещевой энцефалит и его профилактика

 

 

09.03 – 13.03

 

26.

Раздел 2. Основы медицинских знаний и ЗОЖ

Глава 6. Основы медицинских знаний и оказание ПМП.

Личная гигиена и оказание ПМП  в природных условиях.

 

Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи.

Соблюдение гигиены.

Характеризовать различные травмы

16.03 – 20.03

 

27.

Оказание ПМП при травмах

 

 

23.03 – 27.03

 

28.

Оказание ПМП при тепловом  и солнечном  ударе, отморожении и ожоге

 

 

01.04 – 03.04

 

29.

Оказание ПМП при укусах змей и насекомых

 

 

06.04 – 10.04

 

30.

Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие

ЗОЖ и профилактика утомления

5

Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

Применять установленные правила по охране здоровья.

Овладеть методами ЗОЖ

13.04 – 17.04

 

31.

Компьютер и его влияние на здоровье

 

 

20.04 – 24.04

 

32.

Окружающая и социальная среда

 

 

27.04 – 08.05

 

33.

Наркотики и психоактивные вещества

 

 

11.05 – 15.05

 

34.

Профилактика

 

 

18.05 – 22.05

 

 

Возможно Вас также заинтересуют следующие статьи:

 

Яндекс.Метрика