РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                          Пояснительная записка

             Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 11 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. Рабочая программа разработана на основе   Программы общеобразовательных  учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1–11-х классов. Авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.: Просвещение, 2006 г.

             Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнецов; под общ. ред. Смирнова  А.Т.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2009

             При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения.

             Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Структура курса ОБЖ при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и шесть разделов.

Программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года[1] и Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года[2].

Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах:

  • углублённое изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
  • расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике;
  • совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучения по основам военной службы и по военно-учётным специальностям в объёме, необходимом для военной службы;
  • распознавание и анализирование особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях;
  • окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций;
  • применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности;
  • анализирование основных направлений организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций;
  • обоснование основного предназначения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье;
  • формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.

                         1.Планируемые результаты

Знать/понимать

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.

    Уметь

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской    аптечкой) и средствами коллективной защиты;
  • вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»,
  • комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
  • пользования бытовыми приборами и инструментами;
  • проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 клас­се направлено на:

освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; о воинской обязанности и военной службе;

воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России и eё государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;

формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, в том числе культуры безопасности жизнедеятельности, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;

овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую помощь пострадавшим и самопомощь.

Курс предназначен для решения следующих задач:

  • освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основахбезопасного поведения при их возникновении;
  • обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;
  • развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни. 
  •                           2.Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Раздел 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (14 ч)

Глаза 1. Основы здорового образа жизни – 5 ч.

Глава 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи - 9 ч.

Раздел 2. Основы  военной службы (20 ч)

Глава 3. Воинская обязанность - 6 ч.

Глава 4. Особенности военной службы (7 ч)

Глава 5. Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России (8 ч)

  1.   Тематическое планирование                                                                     

Тема урока

Кол-во часов

        Планируемый результат          

 

1

Раздел 1. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (14 ч)

Основы здорового образа жизни (5 ч)

Правила личной гигиены и здоровье.

1

Закрепляют и углубляют знания по уходу за зубами, полостью рта и волосами. Дают общее представление о методиках очищения организма

 

2

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.

1

Расширяют представление о семье и браке, факторах, влияющих на гармонию совместной жизни супругов. Знакомятся с психологическими рекомендациями по достижению взаимопонимания, сохранению любви и уважения в будущей семейной жизни. Анализируют примеры семейной жизни из литературных источников и фильмов.

 

3.

Инфекции передаваемые половым путём. Меры профилактики

1

 Получают представление о возбудителях, признаках и течении основных заболеваний, передающихся половым путем.

 

4.

СПИД и его профилактика

1

Получают представление о возбудителях, признаках и течении основных заболеваний, передающихся половым путем. Изучают меры профилактики этих заболеваний и статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за заражение венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией

 

5

Семья в современном обществе. Законодательство и семья

1

Изучают основные положения Семейного кодекса Российской Федерации, определяющие условия

и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, а также отношения между членами семьи

 

6

Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи (9 ч)

Первая помощь при кровотечениях.

1

Расширяют представление о видах кровотечений, их причинах и при-

знаках. Закрепляют практические умения и навыки в остановке кровотечения различными способами. Получают представление о классификации ран. Учатся правильно оказывать первую помощь при обширных ранах и незначительных ранениях, накладывать повязки на различные участки тела

 

7

Первая помощь при ранениях.

1

 

8

Первая помощь при травмах.

1

Закрепляют знания, умения и навыки по оказанию первой помощи при

повреждении опорно-двигательного аппарата

 

9

Первая помощь при переломах.

1

 

10

Первая помощь при черепно-мозговой травме и повреждении позвоночника.

1

Учатся оказывать первую помощь при черепно-мозговых травмах, повреждении позвоночника и сотрясении головного мозга

 

11

Первая помощь при травмах груди, живота и области таза.

1

Учатся оказывать первую помощь при переломе ребер, закрытом и открытом пневмотораксе, ушибе брюшной стенки, закрытых повреждениях живота с внутрибрюшным кровотечением, разрывом того или иного полого органа, ранениях живота и переломах костей таза

 

12

Первая помощь при травматическом шоке.

1

Получают представление о причинах, признаках и видах травматического шока. Учатся оказывать первую помощь при травматическом шоке до приезда врача

 

13

Экстренная реанимационная помощь.

1

Учатся оказывать первую помощь при остановке сердца. Закрепляют знания, умения и навыки по выполнению реанимационных мероприятий. Учатся оказывать первую помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

 

14

Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

1

 

15

 Раздел 2. Основы  военной службы (20 ч)

Воинская обязанность (6 ч)

Основные понятия о воинской обязанности.

1

Получают представление о структуре и содержании воинской обязанности, о воинской службе как особом виде федеральной государственной службы

 

16

Организация воинского учета и его предназначение.

1

Получают представление о первоначальной постановке на воинский учет, составе и работе

комиссии по постановке граждан на воинский учет. Изучают обязанности граждан по воинскому учету, уважительные причины неявки по вызову военкомата и ответственность за уклонение от исполнения воинской обязанности

 

17

Обязательная подготовка граждан к военной службе.

1

Изучают содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. Анализируют свои показатели в учебной, общественной, спортивной и другой деятельности, определяют, какому классу воинских должностей они наиболее соответствуют. Получают представление о содержании и видах добровольной подготовки граждан к военной службе

 

18

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

1

 

19

Организация медицинского освидетельствования и обследования при постановке на воинский учет.

1

Получают представление об организации и проведении медицинского освидетельствования и медицинского обследования при постановке на воинский учет, о категориях годности к военной службе

 

20

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.

1

Знакомятся с видами и причинами увольнения военнослужащих, предназначением и составом запаса ВС РФ, порядком прохождения военных сборов гражданами, находящимися в запасе, и причинами освобождения от сборов.

 

21

Правовые основы военной службы.

1

Изучают положения Конституции и федеральных законов, регламентирующие вопросы воинской обязанности, военной службы и обороны страны

 

22

Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ

1

Знакомятся с историей создания российских воинских уставов. Получают общее представление о содержании общевоинских уставов ВС РФ: Устава внутренней службы ВС РФ, Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ, Дисциплинарного устава ВС РФ, Строевого устава ВС РФ

 

23

Военная присяга — клятва воина на верность Родине.

1

Знакомятся с историей ритуала посвящения в воины (обряд клятвы на верность, присяга). Изучают текст Военной присяги, ее морально-нравственное и правовое значение, порядок принятия

 

24

Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Права и ответственность военнослужащих.

1

Получают представление о категориях граждан, подлежащих призыву на военную службу, сроках проведения призыва, пре- доставлении отсрочки и освобождения от призыва, общих, должностных и специальных обязанностях военнослужащих. Получают представление о категориях граждан, имеющих право заключать контракт о прохождении военной службы, условиях заключения контракта, сроках службы по контракту, правах и льготах военнослужащих, заключивших контракт, об альтернативной службе

 

25

Альтернативная гражданская служба.

1

 

26

Права и ответственность военнослужащих.

1

Получают представление о правовом положении, дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности военнослужащих

 

27

Воинские звания. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих

1

Получают представление о воинских званиях и составах, военной форме

одежды и знаках различия военнослужащих ВС РФ

 

27

Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России (8 ч)

Военнослужащий – патриот. Военнослужащий – специалист.

1

Расширяют представление о патриотизме, воинском долге, воинской дисциплине. Получают представление о системе боевой подготовки войск и основных предметах боевой подготовки. Получают представление о воинской деятельности и ее структуре, основных профессионально важных

качествах военнослужащих, главных общих требованиях, предъявляемых воинской деятельностью к военнослужащим. Получают представление о принципе единоначалия в ВС РФ, личной дисциплинированности воина как важной социально-психологической и нравственной черте его личности

 

28

Требования воинской деятельности. Военнослужащий – подчинённый.

1

 

29

Как стать офицером Российской армии.

1

Получают представление о системе военного образования Российской Федерации, информацию о военных образовательных учреждениях профессионального образования и правилах приема в них, основных направлениях миротворческой деятельности ВС РФ

 

30

Миротворческая деятельность Вооружённых Сил РФ.

1

 

31

Международное гуманитарное право.

1

Углубляют и закрепляют знания международного гуманитарного права, полученные в основной школе. Анализируют и сравнивают фрагменты текстов, определяют, какие положения международного гуманитарного права эти тексты иллюстрируют

 

32

Международное гуманитарное право.

1

Получают представление о международных отличительных знаках, применяемых во время

военных конфликтов, их назначении и порядке использования

 

33

Защита жертв вооружённых конфликтов

1

 

34

Защита жертв вооружённых конфликтов

1

 


[1] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537.

[2] Утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. №134-р.

 
www.38i.ru