Рабочая программа

Составлена на основе:

   Программы общеобразовательных учреждений для 1 – 11 классов. Под   редакцией А. Т. Смирнова. Москва «Просвещение» 2006

Учебник:

   Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и другие; Под редакцией Ю.Л. Воробьёва. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:АСТ: Астрель, 2008

   Количество часов  всего: 34 в неделю 1

  1. Пояснительная записка

             Рабочая  программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. Рабочая программа разработана на основе   Программы общеобразовательных  учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1–11-х классов. Авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.: Просвещение, 2006 г.

          При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения.

          Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».

Структура курса ОБЖ при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и шесть разделов.

Программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года[1] и Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года[2].

              Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе:

- углублённое изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

- расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике;

- совершенствование военно-патриотического воспитания и повышение мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучения по основам военной службы и по военно-учётным специальностям в объёме, необходимом для военной службы;

- распознавание и анализирование особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях;

- окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций;

- применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности;

- анализирование основных направлений организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций;

- обоснование основного предназначения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера;

- формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье;

- формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.

  1. Общая характеристика предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе (10-11 классы) реализует комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе при модульной структуре содержания предмета.

Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершённую часть предмета, основанную на его методологии и включающую в себя такой объём учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и семь разделов.

 

                                Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Учебные модули

М-1

М-2

М-3

Основы безопасности личности, общества и государства

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Обеспечение военной безопасности государства

Разделы

Р-1

Основы комплексной безопасности

Р-4

Основы здорового образа жизни

Р-6

Основы обороны государства

Р-2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Р-5

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Р-7

Основы военной службы (в том числе учебные сборы)

Р-3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

 

 

 

 

 

Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации». Основу содержания данного раздела составляет характеристика экстремистского мышления и антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе террористического акта.

              Изучение раздела 3 модуля 1 предусмотрено в 10 классе.

              Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:

- последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;

- сформировать представления об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях;

- уяснить основные положения законодательства Российской Федерации в области безопасности;

- сформировать морально-психологические и физические качества и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях;

- более подробно познакомиться с организационными основами системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации;

- повысить эффективность процесса формирования у обучающихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учётом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам (при поурочном планировании предмета по годам обучения), а также с учётом особенностей обстановки в регионе в области безопасности (при разработке региональных учебных программ);

- эффективнее использовать межпредметные связи, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира;

- обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у обучающихся на третьей ступени образования;

- более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам;

- более эффективно организовать систему повышения квалификации и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.

  Цели и задачи

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 клас­се направлено на:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; о воинской обязанности и военной службе;
  • воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию Россиии eё государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;
  • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, в том числе культуры безопасности жизнедеятельности, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую помощь пострадавшим и самопомощь.

 

   Курс предназначен для решения следующих задач:

– освоение учащимися знаний о здоровом и разумном образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

– обучение школьников умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую помощь;

– развитие у обучаемых качеств личности, необходимых для ведения здорового и разумного образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

– воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности, чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

  1.   Место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане

Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе в программе предусмотрены 34 часов по 1 часу в неделю. Этот объём для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определён на базовом уровне[3] (разделы 1-6 программы).

Кроме того, после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение с обучающимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) учебных сборов в течение 5 дней (35 часов)[4].

В соответствии с положениями нормативно-правовых актов Российской Федерации в области подготовки граждан к военной службе[5] раздел 7 «Основы военной службы» изучается в образовательном порядке только с обучающимися – гражданами мужского пола. Подготовка обучающихся – граждан женского пола по основам военной службы может осуществляться только в добровольном порядке, с ними в это время в обязательном порядке проводятся занятия по углублённому изучению основ медицинских знаний[6].

                                                                                         Основное содержание программы в 10 классе

Раздел . Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения – 7 часов.

Глава 2. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны – 10 часов.

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Глава 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний – 2 часа.

Глава 4. Основы здорового образ жизни – 5 часов.

Глава III. Основы военной службы

Глава 5. ВСРФ – защитники нашего отечества – 3 часов.

Глава 6. Боевые традиции ВСРФ – 3 часа.

Глава 7. Символы воинской чести – 4 часов.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

 

Планируемый результат (УУД или компетенции) по разделам

 

 

1.

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Глава 1. Опасные и чрезвы-чайные ситуации и правила безопасного поведения (7 ч.) Введение

1

Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них.

Уметь называть способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях

 

2.

Правила поведения в условиях, вынужденной автономии 

1

Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них.

Уметь называть способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях

 

3.

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера 

1

 

 

4.

Правила поведения в условиях ЧС природного характера  и техногенного характера

1

Знать потенциальные опасности природного и  техногенного происхождения, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. 

Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного

 

5.

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности  

1

Знать основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Уметь использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи

 

6.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Структура и задачи

1

 

 

7.

Уголовная ответственность несовершеннолетних   

1

Знать об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Уметь использовать полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения

 

8.

Глава 2. Гражданская оборона – составная часть обороно-способности страны (10 ч.)

Гражданская оборона: основные понятия, определения и задачи

1

Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах.

Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности

 

 

9.

Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

1

Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

 

10.

Ядерное оружие и его поражающие факторы 

1

 

 

11.

Химическое оружие и его поражающие факторы 

1

Знать способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях.

Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях

 

12.

Бактериальное оружие и его поражающие факторы  

1

Знать виды защитных сооружений, правила поведения в защитных сооружениях. 

Уметь: действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства коллективной защиты

 

 13.

Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени

1

 

 

14.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени.

1

Знать об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС.

Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности

 

15.

Средства индивидуальной защиты

1

Знать основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики.

Уметь владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой)

 

16.

Мероприятия по защите населения при угрозе ЧС и применения современных средств поражения

1

Знать о мероприятиях по защите населения при угрозе ЧС и применении современных средств поражения

Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности

 

17.

Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях

1

 

 

18.

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Глава 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний (2 ч.)

Сохранение и укрепление здоровья – важная забота каждого человека и всего общества

1

Закрепить и углубить знания о сохранении и укреплении здоровья

 

19.

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

1

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

 

20.

Глава 4. Основы здорового образа жизни (5 ч.) 

Здоровый образ жизни и его составляющие. Культура питания  

1

Знать основные составляющие здорового образа жизни. 

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

 

21.

Биологические ритмы и их влияние

на работоспособность человека  

1

 

 

22.

Режим труда и отдыха, хороший сон – составляющие здорового образа жизни

1

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

 

23.

Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека 

1

 

 

24.

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика  вредных привычек

1

Знать о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

 

25.

Глава III Основы военной службы

Глава 5. ВСРФ – защитники нашего отечества и его национальных интересов (3 ч.)

История создания и развития ВСРФ

1

Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил России.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе.

 

26.

Родина и её национальная безопасность

1

Иметь представление об организационной структуре ВС РФ.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

 

27.

Состав Вооружённых Сил РФ 

1

Знать функции и основные задачи современных Вооруженных Сил.

Иметь представление об управлении Вооруженными Силами; о реформе Вооруженных Сил.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

 

28.

Глава 6. Боевые традиции Вооружённых Сил РФ (3 ч.) Патриотизм и верность воинскому долгу – неотъемлемые качества русского воина, основа героизма

1

Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.

 Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

 

29.

Памяти поколений – дни воинской славы России 

1

 

 

30.

Память поколений – дни воинской славы России 

1

Знать о днях воинской славы и о формах увековечения памяти.

Уметь: отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды; использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

 

31.

 Дружба и  войсковое товарищество – основа боевой готовности войск    

1

Иметь представление о символах воинской чести. 

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе

 

32.

Глава 7. Символы воинской чести (4 ч.)

Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы  

1

 

 

33.

Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

1

Иметь представление об основных государственных наградах.

Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды

 

34.

Ритуалы Вооружённых Сил  РФ.

1

Иметь представление о ритуалах ВС РФ.

Уметь осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе

 

 

 

[1] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537.

[2] Утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. №134-р.

[3] Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. №241.

[4] Приказ Министра обороны Российской Федерации и Минобрнауки России от 24 февраля 2010 г. №96/134.

[5] Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 14, пункт 7.

[6] Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. №481).

 
www.38i.ru